Часто можно услышать фразы о большой «внутренней силе человека» или об огромном потенциале. Что конкретно имеется ввиду? Внутренняя энергия измеряется не только физической силой человека. Хотя это важно для любого боевого искусства. Но, в первую очередь, это согласованность духовного и телесного. Эта гармония достигается за счет упорной и правильной тренировки, самоотверженной работы, которая во вьетнамской традиции получила название «КХИ КОНГ». Дословный перевод этих слов: «кхи» — энергия, «конг» — работа. То есть КХИ КОНГ означает – «работай с внутренней энергией», управляй ею. На территории Европы еще одно название, может быть более знакомое читателям, — ЦИГУН, которое имеет китайские корни.
Как можно научиться управлять своей «жизненной силой»? С помощью специальных упражнений для дыхания свою внутреннюю энергию можно ощутить. Но сделать это получиться только соблюдая довольно строгие правила. В чем их суть? Нижнее дыхание и телесные движения должны быть максимально согласованны. При кажущейся легкости, на самом деле освоение КХИ КОНГ требует сознательных и постоянных усилий. Лишь проводя регулярные, иногда утомительные упражнения ученик будет продвигаться к идеалу – самосовершенствованию. Ведь без него, так считают признанные мастера, нет боевого искусства.
Для того, чтобы мастерство стало безукоризненным и мощным необходимо работать над постановкой дыхания. Двигаться надо осмысленно, наполняясь энергией, гармонизируя внешнее и внутреннее. Нет в движении бессмысленности и пустоты. Они насыщены энергией Мира.
Погружение в КХИ КОНГ – это не только оттачивание приемов боя, это также обогащение духа ученика. Постоянные и нелегкие тренировки стимулируют адепта, собрав все силы, нужно сосредоточиться на гармоничном выполнении упражнения. Очень помогает в этом всегда во время и после занятий проводить внутренне оценку своих действий. Ведь умение использовать КХИ КОНГ – это пробуждение духовного потенциала.
У каждого человеческого существа есть два вида энергии: первый – полученный до появления на свет, второй – после. Дородовую энергию мы получаем от папы и мамы. Концентрируется она в почках. Ее количество и срок использования зависит от нас самих, насколько экономно и аккуратно мы будем ее расходовать. Эта энергия необходима для появления следующих поколений и для активной старости.
Послеродовую энергию мы впитываем из еды, атмосферы, которой дышим, жидкостей, которые пьем. Селезенка эту энергию перерабатывает и отдает организму. Ее можно накопить и пустить как на тренировку, так и на обыденные ситуации. Храниться послеродовая энергия в «дань-тане» (место в низу живота, которое иногда обозначают как «сосуд витальной мощи»).
С древних времен передавали мастера ВИН ЧУН упражнения КХИ КОНГ. Выполнять их можно в мягкой и жесткой манере. Все зависит от цели: оздоровиться или развить боевые навыки. Например, при жестком исполнении лежащего комплекса «12 основ» будут укрепляться мышцы даже внутренних органов, сосудов, будет активизироваться кровообращение и обмен веществ, улучшаться работоспособность мозга, содействовать укреплению и подвижности суставов. Особый акцент в тренировках ВИН ЧУН ставиться, как можно заметить, на духовной чистоте адепта и на его силе. Такое слияние духовного и телесного дает возможность укрепить тело, чтобы при выполнении тяжелых упражнений избежать травм.
Особенностью школы ВИН ЧУН КУНГ ФУ «5 стихий» является освоение КХИ КОНГ 5 зверей: Журавля, Змеи, Леопарда, Тигра и Дракона. Обучаясь, адепт укрепляет тело и дух, развивает умения, которые он может использовать как в повседневной жизни, так и в бою. Однако все секреты КХИ КОНГ пяти зверей открываются ученикам после посвящения.